Естественной часть расходов населения является оплата услуг ЖКХ. Но, зачастую наши граждане по различным причинам пренебрегают именно этой частью неминуемых расходов.
Достаточно молодым направлением является взыскание долгов с таких неплательщиков коллекторами.
Со злостными неплательщиками долгое время боролись сами коммунальные предприятия, но в последние года ситуация начала изменятся.
В настоящее время процент коммунальных долгов, передаваемых коллекторам, еще невысок, но коллекторские агентства видят в этой области большие перспективы.
Эксперты по взысканию долгов в сфере ЖКХ считают довольно перспективным направлением и уверены, что число клиентов будет неуклонно расти, а сотрудничество с коллекторами – развиваться.
Ключевым фактором в таком сотрудничестве должна стать совместная эффективная стратегия и на досудебном этапе, и во время судебного разбирательства.
По официальным данным задолженность за услуги ЖКХ в октябре 2010 года составила 64 млрд. рублей (только от физических лиц).
Уже существуют коллекторские агентства, которые занимаются анализом платежей по ЖКХ. Например, специалисты агентства Morgan & Stout исследовали рынок тепловой энергии. По их данным, проблематичная задолженность на октябрь 2010 года за горячую воду и тепло составила 75 млрд. рублей.
Как рассказал управляющий этой коллекторской компании, общая задолженность в этой сфере достигает 200 млрд. рублей, большую часть из которых составляют долги за горячую воду, тепло и электричество.
Он отметил, что первые результаты совместной работы по таким задолженностям достаточно удачны: по долгам нормы взыскания достигли 80% уже в начале совместной работы с ЖКХ.
По оценкам компании Morgan & Stout, причинами возникновения такой проблемной задолженности служит неэффективное управление дебиторской задолженностью самими поставщиками, устоявшаяся установка потребителей, которые не воспринимают тепло, как полученную услугу.
Четкий портрет неплательщика-потребителя составить достаточно сложно, ведь в общественном сознании глубоко укоренился низкий уровень платежей по услугам ЖКХ.
Поэтому в категорию неплательщиков и должников могут попасть представители различных возрастных групп и социальных слоев.
Коллекторские агентства часто сталкиваются с должниками, имеющими высокий доход и это массовое явление. Не оплаченные вовремя квитанции люди не воспринимают как долг.
В перспективе развитие предприятий ЖКХ должно быть направлено на формирование системы управления несвоевременными платежами.
Такое эффективное управление позволит снизить рост тарифов на услуги ЖКХ, что выгодно и плательщикам услуг.
Правильное управление платежами должно быть обеспеченно мониторингом, построением системы управления, которая включает в себя и этап привлечения коллекторских служб.
Поэтому, если ввести эффективное управление в этой сфере услуг, то долги по платежам значительно сократятся. Коллекторские агентства начнут уделять разъяснительной работе, то есть профилактике образования задолженности.
Новая форма деятельности коллекторов может быть плодотворно реализована только в сочетании этих аспектов сотрудничества между коллекторскими службами и ЖКХ.