Кредитование, наверное, является самой популярной банковской услугой, которая постоянно пользуется спросом. Купить в кредит можно почти все что угодно, начиная от одежды и заканчивая элитной недвижимостью.
Поэтому и видов кредитов много: потребительский кредит, автокредит, ипотека, кредитная карта и т.д.
Несмотря на активную деятельность банков по привлечению клиентов на кредитные программы в последнее время все чаще наблюдаются отказы в выдаче кредита.
Иногда ситуации доходят до парадокса, когда бывший заемщик, исправно погасивший предыдущий кредит, не может взять следующий ни в одном банке, всюду получая отказ. Причина такого положения – формальный подход банка к оценке потенциального заемщика.
Не секрет, что многие современные банки пользуются так называемыми скоринговыми программами, которые учитывают в том числе и кредитную историю клиента.
Если в ней имелась хотя бы одна просрочка, причем неважно, какой была ее сумма или ее период, банк откажет в выдаче кредита. И все это из-за несовершенства скоринговых систем, проводящих автоматическую оценку заемщика.
Нередко просрочка по кредитам возникает по вине технического характера: клиент внес деньги вовремя, но зачисление средств произошло спустя некоторое время по той или иной причине, однако нарушение платежной дисциплины уже зафиксировалось и отразится в будущем.
Бывает и по-другому: из-за неточностей в графике погашения, отраженном в кредитном договоре, клиент при ежемесячном платеже внес сумму меньшую, чем рассчитала программа, но нехватка даже пяти копеек приведет к неумолимой просрочке.
Часто проблемы с погашением возникают и по кредитным картам, ведь сумма проведенной операции списывается не сразу, и при внесении средств на карточный счет может не учитываться, превращаясь впоследствии в просрочку.
Банк, рассматривающий кредитную заявку, может отказать клиенту в выдаче кредита даже из-за незначительной просрочке, которая после определенной проверки может оказаться несущественной. Все это может привести к потере банком постоянного и надежного заемщика.
Чтобы этого не допустить, банки планируют дифференцированно подходить к просрочкам, разделять для скоринговой программы серьезные проступки и незначительные технические погрешности.
Однако пока клиентам придется обращаться за помощью к профессиональным консультантам, которые смогут не только разобраться в причине отказа, но и подсказать варианты решения такой, иногда абсурдной, проблемы.
Влияние кредитной истории на взаимоотношения банков и заемщиков становится все ощутимее. Однако все это касается заемщиков, которые уже когда-то пользовались кредитом.
Чтобы не пополнить их ряды, новым заемщикам, впервые воспользовавшимся услугами кредитования, стоит серьезно подойти к вопросу обслуживания займа и регулярно проверять состояние своей кредитной истории, дабы в последствии из-за отказа в выдаче кредита не пришлось вносить в нее коррективы.