Любой банк выполняет три основные функции, а именно сбор и перемещение денежных средств, кредитование ими. Сбор денежных средств стоит банку денег, а на перемещении средств банки могут заработать.
Однако основным бизнесом банков является предоставление кредитов. К сожалению, на сегодняшний день кредитование населения и предприятий не является надежным, поэтому невозможно ориентироваться на данное направление как на основную сферу получения доходов.
Система электронных расчетов позволяет построить банковские продукты, которые дают банкам возможность зарабатывать деньги и соединить все банковские функции. На сегодняшний день это является реальной возможностью для банков.
Современные инструменты денежного обращения вытесняют на рынке наличные и безналичные деньги. Современный уровень развития науки и техники дал толчок к появлению множества новых технических возможностей для проведения взаимозачетов и денежных расчетов без применения денег как таковых. Коммерческие банки предоставляют клиентам усовершенствованные электронные банковские услуги.
Развитие электронных банковских услуг связано, прежде всего, с дороговизной использования наличных денег для коммерческих и государственных финансовых структур. Поэтому перспективным решением проблемы наличного оборота стало создание автоматизированной системы безналичных расчетов.
В настоящее время основой системы электронных расчетов являются пластиковые карты. Это доступный инструмент, который все чаще конкурирует с деньгами в наличной форме.
Механизм функционирования систем электронных расчетов основан на применении пластиковых карт, он включает в себя операции, которые осуществляются при помощи банкоматов, системы банковского обслуживания, электронные системы расчетов.
Пластиковая карточка – это обобщенный термин, включающий в себя все виды карт, различных по назначению, набору услуг и по техническим возможностям. В настоящее время около 200 стран мира используют в платежном обороте пластиковые карточки.
Банк заинтересован в использовании карт, так как они позволяют увеличить объем привлеченных ресурсов и повышают конкурентный потенциал банка. Кроме того, банк взимает комиссионные за все операции с карточками.
Электронные банковские услуги в России связаны с развитием платежной системы. Под платежной системой подразумевают совокупность методов, обеспечивающих условия для использования банковских карт в качестве платежного средства.
Обработку поступающих от точек обслуживания запросов на авторизацию обеспечивает специализированная сервисная организация – процессинговый центр. Разветвленная платежная система может включать в себя несколько процессинговых центров.
Классической формой розничных электронных банковских услуг является удаленное банковское обслуживание клиентов.
Банковское обслуживание клиентов на рабочем месте или на дому, наряду с использованием электронных систем расчета и использованием банкоматов, представляет собой форму предоставления услуг населения с использованием электронной техники.
Подобные системы позволяют клиентам банка с помощью персонального компьютера подключиться к банковской системе. В этом случае банковские операции осуществляются круглосуточно 7 дней в неделю.
Для проведения операции владелец счета использует специальный «ключ» для защиты от неправомочного подключения. Данная система позволяет управлять текущим счетом, расчетами, счетами.
Обслуживание клиентов на дому получило название «Интернет-банкинг». Система интернет-банкинга включает полный набор банковских услуг, которые предоставляются в офисах банка, за исключением наличных операций.