Малые предприятия являются неотъемлемой частью экономики промышленно развитых стран. Они выполняют важные социально-экономические функции: обеспечение занятости, поддержание инновационной активности, формирование конкурентной среды.
Развитие малого бизнеса является необходимым условием для функционирования рыночной экономики. Малый и средний бизнес – это сфера приложения труда, а также источник дохода значительной части населения.
Малый бизнес является эффективным средством для развития деловых навыков и адаптации к рыночным отношениям. Малые и средние предприятия повышают эффективность экономики. При малых объемах выпуска продукции быстрее и с меньшими потерями может происходить перепрофилирование производства, что делает предприятия малого бизнеса стабильными и устойчивыми к изменению спроса и другим форс-мажорным обстоятельствам.
Особенности организации малого бизнеса заключаются в его преимуществах и недостатках. К преимуществам можно отнести гибкость и мобильность управления фирмой, малый управленческий персонал и его высокая квалификация, высокая восприимчивость к новшествам, учет местных особенностей и условий.
Недостатками является большая зависимость от рыночной конъюнктуры, перегрузка рабочей недели и слабые кредитные возможности.
На этапе создания фирмы необходимо решить вопрос о структуре организации, форме собственности и виде деятельности, подобрать предпринимательскую команду. Затем следует определить выгодное географическое расположение, наметить объем расходов и источники финансирования и определить целевую группу потребителей.
После решения вышеперечисленных вопросов переходят непосредственно к организации бизнеса и составлению учредительных документов. К этим документам относятся Учредительный договор и Устав.
Важнейшей частью организации предприятий малого и среднего бизнеса является финансовое управление. Грамотное управление обеспечивает финансовую устойчивость и выполнение основных задач с точки зрения финансов организаций малого бизнеса.
Стоить упомянуть и о государственной поддержке бизнеса, целью которой является создание равноценных условий для всех объектов хозяйственной деятельности, занятых в бизнесе. Государственная политика бизнеса осуществляется на основе закона «О предпринимательстве».
Основным инструментом государственного воздействия на предприятия рыночной экономики является налоговая политика, выполняющая две основные функции:
- фискальную, которая связана с необходимостью формирования доходов местных и государственного бюджетов;
- стимулирующую, которая направлена на поддержку определенных сфер деятельности и хозяйствующих субъектов.
Организация малого и среднего бизнеса предполагает государственное регулирование – процесс, задачей которого является поддержание и обеспечение равного доступа всех субъектов предпринимательской деятельности к необходимой инфраструктуре, защиту конкуренции от попыток монополизации.
Развитию малого бизнеса способствует региональная дифференциация производства и потребления. Наиболее ярким отличием малого предприятия от крупного является простота организационной структуры, заинтересованность и личное участие руководителя во всех делах фирмы.
Такая возможность концентрации власти определяется масштабами бизнеса. Руководитель фирмы принимает на себя всю полноту ответственности. В случаях, когда предприятие ориентировано на рост или вход в группу предпринимателей, появляется необходимость усиления руководства за счет создания сложной структуры управления.
Следует отметить, что малый и средний бизнес имеют свою нишу в экономике, обеспечивающую эффективную отдачу от работы, что обусловлено особенностями и функциями данного вида бизнеса.