Проблемы в малом бизнесе


В условиях кризиса, который переживает экономика России, одним из основных направлений экономических реформ является развитие малых форм производства, что способствует развитию конкурентной рыночной среды, наполнению рынка товарами и услугами и созданию новых рабочих мест.

Мировой опыт показывает необходимость наличия в экономике высокоразвитого и эффективного сектора малого бизнеса.

Проблемы развития малого бизнеса связаны, прежде всего, с медленным созданием инфраструктуры, а также с медленным темпом увеличения числа малых предприятий. Кроме того, во многих регионах не разработаны нормативные акты и региональные программы развития малого бизнеса. Следует выделить также частные проблемы малого бизнеса в России, которые затрагивают предпринимателей непосредственно и могут являться причиной развала предприятия. По статистике, многие предприятия закрываются уже в начале своей деятельности.

Например, из 600 предприятий только половина достигает возраста 18 месяцев. Главной причиной такого положения специалисты считают легкость создания предприятия.

С другой стороны, сами предприниматели выделяют следующие причины неудач: некомпетентность, отсутствие управленческого опыта, опыта в финансах, маркетинге, снабжении и производстве, небрежность в ведении дел.

Также стоит отметить, что только 20 % руководителей имеют соответствующее образование. Процесс развития малого предпринимательства косвенно или прямо тормозит сложившаяся система налогообложения, которая заставляет платить очень высокий процент и включает большое число налогов, требует заполнения большого количества форм отчетности.

Противоречивая законодательная база позволяет неоднозначно трактовать законы, что приводит к неумышленным ошибкам при исчислении налогов.

Решение проблем малого бизнеса связано, прежде всего, с государственной поддержкой данного сектора экономики.

Государством определены приоритетные направления развития малого бизнеса, к которым относятся производство и переработка сельскохозяйственной продукции, производство промышленных, продовольственных товаров и товаров народного потребления, оказание коммунальных, производственных и бытовых услуг, а также строительство объектов социального, жилищного и производственного назначения.

Одним из важнейших инструментов государственной поддержки является прямая финансовая помощь, осуществляемая путем льготного субсидирования малых фирм, предоставление гарантий на получение займов и льготное налогообложение.

Кроме того, важным инструментом содействия малым предприятиям является система государственных заказов, что позволяет обеспечить малому бизнесу гарантированный рынок сбыта, расширить производственные мощности и укрепить конкурентоспособность.

Проблемы малого и среднего бизнеса указывают на то, что данный сектор предпринимательства на сегодняшний день не использует все свои возможности. Например, в развитых странах на долю малых предприятий приходится 50 – 60 % валового внутреннего продукта, в то время как в России – всего лишь 12 %.

На этапе становления малого предпринимательства важной является проблема финансирования, так как получение кредитов может быть затруднено жесткими условиями коммерческих банков. Также определенные трудности выхода на рынок создают высокие транспортные расходы и низкая покупательная способность населения.

На данном этапе развития малого предпринимательства основными проблемами являются коррупция и бюрократизм, неравномерность и непредсказуемость развития экономики в целом, недостаточность правовой  базы.

Также серьезной проблемой является негативное отношение к малому бизнесу со стороны общества, хотя в последние годы наблюдается смена подобного отношения. Однако, не смотря на все имеющиеся, на сегодняшний день трудности, малый бизнес в России уже занял свою нишу в экономике, которая успешно обеспечивает эффективную отдачу от работы.

Оставьте отзыв

Информация