Ревизия кассы банка
Ревизия кассы банка – это внезапная проверка, которая проводится на основании приказа, подписанного председателем правления банка. Внезапная ревизия кассы может проводиться не чаще 1 раза в квартал.
Обязательная ревизия должна проводиться в случае смены ответственного лица либо по желанию руководителя банка.
Для проведения ревизии организуется специальная комиссия, которая отвечает за правильность и законность проведения данной процедуры. До начала ревизии комиссия обязана предоставить акт ревизии кассы.
Кассир должен ознакомиться с данным актом, затем подписать расписку о том, что все документы в порядке и все денежные средстве и материальные ценности на месте. Затем выдача денег и документов с кассы прекращается и проводится проверка.
Акт ревизии кассы должен составляться в двух экземплярах и подписываться всеми членами ревизионной комиссии и материально ответственным лицом. При этом первый экземпляр передается в бухгалтерию банка, а второй экземпляр передается материально ответственному лицу. Такой порядок составления акта закреплен в обычных случаях.
Когда происходит смена ответственного лица, акт составляется в 3 экземплярах: первый передается в бухгалтерию, второй передается бывшему ответственному лицу, а третий ответственному лицу, принимающему обязанности.
После оформления и заполнения всех необходимых документов, комиссия вместе с материально ответственным лицом приступает к проведению ревизии кассы. Руководитель комиссии опечатывает все имеющиеся сейфы, шкафы, мешки с деньгами и другими материальными ценностями, собирает все имеющиеся приходно-расходные документы в кассе.
Как правило, во всех банках существует стабильный порядок проведения ревизии в кассе. В первую очередь проверяется фактически имеющаяся наличность в кассе банка с записями в первичных документах. Банкноты РФ проверяются по пачкам и количеству корешков в них, а может проводиться и полистно. Монеты чаще всего проверяют по ярлыкам на мешках, но могут проверить и отдельно по монетам. Иностранная валюта проходит тщательную проверку и по пачкам, и по корешкам, и по ярлыкам, и полистно.
После подробного пересчета всей имеющейся наличности в кассе банка проверяют имеющиеся бланки строгой отчетности, например, чеки и чековые книжки. Затем осуществляется проверка всех остальных материальных ценностей, имеющихся в кассе, путем проверки записей на ярлыках, прикрепленных к ценности и отдельного пересчета.
В случае обнаружения каких-либо расхождений заполняется бланк ревизии кассы, в котором указываются сумма обнаруженной недостачи или излишка. Бланк ревизии должен подписываться всеми членами комиссия, и самое главное материально ответственным лицом.
В случае образования недостачи наличных денежных средств, то есть наличия первичных денежных документов, не подкрепленных наличностью, сумма недостачи взыскивается с материально ответственного лица. Вся сумма обнаруженного излишка, то есть имеющейся наличности, не подкрепленной документами, приходуется ревизионной комиссией в качестве доходов банка.
Все отчеты и материалы по проведенной ревизии хранятся у руководителя банка, который и принимает решение о необходимости принятия каких-либо мер по улучшению работы кассы.