Проводкой на бухгалтерском языке называют элементарную бухгалтерскую запись каждой хозяйственной операции организации.
Для ведения бухгалтерского учета принято использовать правило двойной записи, суть которого сводится к следующему: каждая операция отражается в дебете одного счета и в кредите другого.
Взаимосвязь между этими счетами называют корреспонденцией счетов, а счета, взаимосвязанные между собой, называются корреспондирующими. По сути, бухгалтерская проводка и сводится к указанию корреспонденции счетов, то есть, к указанию счета, который дебетуется и какой из них кредитуется — и на какие суммы.
Все проводки бухгалтер заносит в специальную бухгалтерскую книгу – журнал проводок. Но поскольку счетов у организации много, то вся картина хозяйственных операций отражается обобщенно в Главной книге бухгалтера, из которой можно получить итоговые суммы по счетам.
На одной странице Главной книги отражается информация по одному конечному счету (субсчету) в виде таблицы: номер проводки, дата, дебет, кредит, сальдо (остаток).
Бухгалтерские проводки по расчетному счету отражаются на активном счете 51 «Расчетные счета». Например, проводка по операции погашения краткосрочного кредита с использованием расчетного счета организации выглядит следующим образом.
В операции участвуют два счета – счет 51 «Расчетные счета» (активный) и счет 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам» (пассивный). На активных счетах принято отражать активы организации (имущество и внешние долги ей), на пассивных отражают пассивы (долги самой организации).
В данном случае, деньги, выбывая с расчетного счета, уменьшают задолженность организации, и в проводке будет отражаться дебет 66 –го счета, а кредит 51-го счета. У активных счетов сальдо всегда дебетовое.
Типовые проводки по расчетному счету могут быть как с кредитом счета 51 «Расчетные счета» (снятием с него средств), так и с его дебетом (то есть, с увеличением средств на нем).
Проводки с кредитом счета 51 могут быть следующие: дебет 50 – получение денежных средств в кассу организации, дебет 55 – перечисление средств на аккредитив, дебет 57 – списание денег на покупку валюты, дебет 58 – приобретение векселей, ценных бумаг, прочие расходы.
Другие счета дебета: 60 –перечисление авансов подрядчикам и поставщикам, оплата поставленной продукции, оказанных услуг, 76-1 – расчеты по страхованию, 76-2 – оказание безвозмездной финансовой помощи и ряд других.
В случае если 51-й счет в дебете, то счетами кредита могут быть счета: 50 – зачисление на счет средств из кассы организации, 55 – зачисление неиспользованных сумм по аккредитивам, 60 – возврат излишне уплаченных средств поставщикам, 62 – получение средств от покупателей, заказчиков, по договорам аренды, переуступки права требования и другие.
И последнее. Поскольку при каждой проводке сумма по дебету одного счета регистрируется еще и как сумма по кредиту другого счета, то суммы сальдо всех дебетовых счетов Главной книги должны быть равны суммам всех кредитовых сальдо. Это и есть главное правило хорошего бухгалтера: вести бухгалтерию так, чтобы кредит равнялся дебету.