Наступил, увы, страховой случай. Уведомляющие документы отправлены в нужную страховую компанию, и вы ждете с надеждой, согласно полису, сумму страхового возмещения.
Придет ли она? Случай, увы, распространенный в практике отечественных гражданско-правовых отношениях.
В договоре страхования всегда есть раздел, описывающий отказ страховщика от выполнения своих обязательств. Что подразумевается?
Страховое возмещение – это всего лишь часть страховой выплаты. Причем выплата части далеко не гарантирует последующей выплаты в полном объеме. Хуже того, страховщик вправе потребовать вернуть излишне уплаченную сумму, если в договоре описана вина страхователя, при наступлении которой страховщик не будет оплачивать страховку.
Подписывая договор, необходимо хорошо изучить все варианты вашей вины, при которых вы лишитесь страхового возмещения. В этих пунктах, как правило, записана юридическая казуистика, которая позволяют потом страховщику уйти от всех обязательств.
Хотя и в законодательстве оговорены случаи, когда страховка не будет выплачена:
- Страхователь отказался от требований к лицу, который принес убытки.
- Ущерб причинен действиями или бездействием самого страхователя. Все такие действия должны присутствовать в страховке.
- Страховой случай возник при аресте, конфискации или ликвидации застрахованного имущества решением суда или других госорганов.
В остальных случаях происходит незаконный отказ от выполнения обязательств по договору. Какие действия выполняются здесь?
1. Составляется претензия в страховую компанию, в которой документально фиксируется факт невыполнения договорных обязательств страховщиком.
Свои точные требования и срок окончательной выплаты. Претензия отправляется почтовым заказным письмом с уведомлением в страховую компанию, а копия претензии аналогичным письмом в Росстрахнадзор.
Этим шагом выполняется подготовка к суду. Обязательно сохранять чеки об оплате на почте и все полученные уведомления.
2. Росстрахнадзор – это отечественный регулятор страхового рынка. Он ведает выдачей и отзывом лицензий по страховой деятельности.
Поэтому вместе с копией претензии рекомендуется отправить в Росстрахнадзор и развернутую жалобу на страховую компанию. Этим шагом, путем принуждения государственным регистратором, вопрос может решиться без суда.
Надо обязательно получить и сохранить акт проверки Росстрахнадзора, который подтверждает факт нарушения страховщиком договора. Если на этом шаге не решится вопрос в пользу автовладельца, этот документ пригодится в суде.
3. Если не удалось заставить страховую компанию выполнить обещанное, пишется и подается исковое заявление в суд. Здесь, без вариантов, нужна помощь профессионального юриста.
Без приличной юридической квалификации невозможно подготовить исковое заявление. Это будут дополнительные расходы, но это единственный путь, которым реально взыскать страховую компенсацию с нечестного страховщика. На этом этапе останавливаются, увы, многие.