Прежде чем приступить к рассмотрению маржинальных кредитов, необходимо разобраться в самом определении словосочетания «маржинальная торговля». Маржа – залог определенной денежной суммы, которая предоставляется продавцу.
Главным отличием обыкновенного кредита от маржинального является большая разница между получаемой денежной суммой или стоимостью товара и размером залога. Как правило, получаемая сумма денег значительно выше маржи. В качестве примера: маржа при операции в 100 000 долларов составляет всего две тысячи.
Главными преимуществами маржинального кредитования являются возможность увеличения объемов операций и продажа взятого под кредит товара, которая предполагает покупку аналогичного товара. В данном случае кредит гасится в товарном виде. Благодаря таким условиям появляется возможность получать доход даже при падении цен.
Наиболее распространен принцип маржинальной торговли на различных биржах, валютном и фондовом рынках. Следует отметить, что данный вид операций редко используется на товарных рынках.
Основными условиями для получения маржинального кредита являются:
1) В кредит предоставляются как денежные средства, так и другие активы, которые размещены на соответствующих счетах.
2) Для того чтобы получить маржинальный кредит, не нужно предварительно согласовывать данную операцию и не нужно заполнять особую документацию.
3) Для заема предоставляются только активы из списка маржинальных сделок.
4) При данном виде кредитования есть возможность получения вознаграждения. Так, предоставление кредита в течение торговой сессии подразумевает взимание данного бонуса.
5) Маржинальные кредиты могут предоставляться бесплатно в течение торговой сессии.
6) Важным фактором является также ликвидность торгуемого товара. Маржа варьируется от страны к стране. Так, в России, Германии она может составлять от 20 до 50% от суммы контракта, а в выходные дни ставка может снижаться.
На сегодняшний день существуют разнообразные альтернативные названия маржинальным кредитам. Например, торговля с кредитным плечом, торговля без поставки. Данные названия подчеркивают специфические особенности данных операций.
К особенностям маржинальной торговли можно отнести такие пункты как:
- Продавец должен через определенное время совершить подобную операцию с таким же объемом товара.
- За предоставленный кредит, торговец не несет никакой другой ответственности перед брокером за исключением маржи.
- Торговцу, как правило, предоставляется право собственности на продукцию. Кроме того, оформление специального договора не требуется.
Итак, маржинальная торговля способствует увеличению объемов сделок, что приводит к определенным изменениям (результаты торговых сделок, рост рисков). К плюсам можно отнести увеличение ликвидности самого рынка и его стабилизации. Т.е. маржинальные кредиты (сделки) коренным образом влияют на общий характер рынка.