Развитие малого бизнеса в России

/ 26.04.2011, 6:37 пп


В настоящее время в России стремительно развивается рыночная экономика. Развитие рыночных отношений, проведение различных реформ определяют необходимость формирования и развития таких новых форм хозяйствования как малый и средний бизнес.

Развитие среднего бизнеса в России экономически выгодно, так как появление множества фирм приводит к появлению новых рабочих мест, а также приносит реальные деньги в региональные и федеральный бюджеты.

Перспективы развития бизнеса в России связаны, прежде всего, со старыми крупномасштабными предприятиями, которые в процессе развития могут получить значительную выгоду для себя и для рыночной экономики в целом.

История развития бизнеса в России начинается в 80-х годах двадцатого века, когда был осуществлен переход от командной плановой к рыночной экономике. Истоками рождения малого бизнеса стали законы СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности», «Об организации деятельности малых предприятий».

К началу девяностых годов сфера деятельности предприятий малого бизнеса расширилась, увеличилось количество людей, принимающих в нем участие. Целью развития малого бизнеса в тот период являлось насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами.

С 1997 года наблюдался совокупный прирост общего числа малых предприятий, что свидетельствовало о поступательном развитии сектора малого бизнеса в России.

Согласно Закону РФ, субъектами малого предпринимательства считаются коммерческие организации, в уставном капитале доля участия субъектов РФ, религиозных, общественных организаций, благотворительных фондов не превышает 25 %, а численность работников которых за отчетный период не превышает определенных предельных уровней.

Также в ряде научных работ под малым бизнесом понимают деятельность, которая осуществляется субъектами рыночной экономики при определенных критериях, установленных законом.

Главными особенностями предприятий малого бизнеса являются: деятельность с целью получения прибыли, инновационный характер, экономическая свобода, гибкость.

Ограниченность масштабов малого бизнеса вызывает особый характер отношений между работником и работодателем, что позволяет добиваться высокого уровня мотивации персонала.

Малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно небольшого круга потребителей, при этом присутствует персонифицированный характер отношений между клиентами и предпринимателем.

Очень часто в малом бизнесе встречается семейное ведение дела, когда оно наследуется родственниками, чем диктуется их прямая вовлеченность в деятельность предприятия.

Основными сферами деятельности предприятий малого бизнеса являются торговля, общественное питание, сельское хозяйство, строительство и промышленность. Однако более 70 % малых предприятий заняты в сфере торговли и посреднической деятельности. Основными потребителями услуг и продукции предприятий малого и среднего бизнеса является местное население, жители близлежащих городов и населенных пунктов.

Проблемы развития бизнеса в России связаны с несколькими факторами, которые можно разделить на две группы: факторы внутренней и внешней среды.

В настоящее время предприниматели чаще всего сталкиваются с такими проблемами как высокие налоги, высокая стоимость материально-технических средств и отсутствие кредитных ресурсов, что может негативно сказываться на финансовом состоянии предприятий.

Кроме того, серьезным сдерживающим фактором является низкая платежеспособность населения, являющегося основным потребителем продукции.

Следует отметить, что от уровня развития малого и среднего бизнеса, а также от результата партнерских отношений между бизнесом и государством, зависит экономический и политический прогресс России.

Подписаться на RSS

Бизнес и деньги

Депозиты

Страхование

Кредиты

Ценные бумаги

Текущий счет