Продажа готового бизнеса – это сложный многоэтапный процесс, который требует определённых знаний и профессионального подхода. Для осуществления процедуры продажи бизнеса, изначально необходимо произвести качественную оценку его стоимости.
Оценка рыночной стоимости бизнеса заключается в тщательном изучении потенциальными инвесторами всех сторон деятельности интересующей компании.
Особое внимание в этом процессе приделяется тщательному анализу имеющихся материальных и нематериальных активах такого предприятия. С этой целью применяются самые разные методы оценки стоимости бизнеса.
В процессе проведения оценки стоимости бизнеса выделяют три главных этапа:
- подготовительный этап;
- оценочный этап;
- заключительный этап;
Задача первого этапа состоит в определении необходимого стандарта стоимости, по которому будет произведена оценка, а также наиболее подходящих методов осуществления такой оценки.
На оценочном этапе производятся необходимые расчетные процедуры, предусмотренные избранными методами оценки бизнеса. Заключительный этап дает возможность производить необходимые корректировки стоимости бизнеса и формирует окончательный отчет о его стоимости.
Подходы к оценке стоимости бизнеса определяются в зависимости от сферы деятельности компании и предпочтений инвесторов. На сегодня существуют три основные подходы и методы оценки стоимости компании : сравнительный (рыночный), доходный и затратный.
При сравнительной оценке стоимости бизнеса происходит сопоставление объекта оценки с другими аналогичными объектами, рыночную стоимость которых можно определить исходя имеющейся информации о завершенных сделках с ними.
Источниками такой информации могут быть : данные о ценах сделок с акциями и иными ценными бумагами произведенными на открытых фондовых рынках, данные о долях в уставных капиталах, данные о ценах сделок в форме слияний, присоединений (поглощений) или продажи компании (бизнеса) в целом. В случае необходимости, можно скачать оценку стоимости бизнеса аналогичной компании с помощью интернет ресурсов.
В зависимости от наличия информации и её характеристиках, при сравнительной оценке могут применятся следующие методы :
- метод рынка капитала (метод компании-аналога);
- метод сделок;
- метод отраслевых коэффициентов.
Метод доходного подхода осуществляется исходя их экономических выгод, которые получает собственник от владения и управления бизнесом. То есть применение данного подхода основано на принципе оценки потенциальной прибыли в будущем и суть его состоит в том, что инвестор не может заплатить за бизнес больше, чем он прогнозировано может принести прибыли в будущем.
Применение такого метода является обязательным для оценки бизнеса, который приносит регулярный доход.
Основными источниками информации используемыми для данного подхода, являются : данные бухгалтерского учета, бизнес-планы, информация об экономической ситуации, тенденциях развития отрасли и региона к которым относится оцениваемая компания, информация о котировках акций компании и возможных рисках.
Суть метода затратной оценки стоимости бизнеса, заключается в том, что все активы и обязательства компании оцениваются по рыночной стоимости, и затраты на покупку бизнеса не может быть выше суммы такой оценки. То есть, данный метод рассматривает стоимость компании с точки зрения вложенных в неё денежных средств и понесённых издержек.
Надеемся, мы помогли Вам разобраться в основных методах оценки стоимости действующих бизнесов и критериях их оценки. Желаем Вам только успешных инвестиций!