Оценка стоимости бизнеса предприятия

/ 04.05.2011, 1:36 пп


Продажа готового бизнеса – это сложный многоэтапный процесс, который требует определённых знаний и профессионального подхода. Для осуществления процедуры продажи бизнеса, изначально необходимо произвести качественную оценку его стоимости.

Оценка рыночной стоимости бизнеса заключается в тщательном изучении потенциальными инвесторами всех сторон деятельности интересующей компании.

Особое внимание в этом процессе приделяется тщательному анализу имеющихся материальных и нематериальных активах такого предприятия. С этой целью применяются самые разные методы оценки стоимости бизнеса.

В процессе проведения оценки стоимости бизнеса выделяют три главных этапа:

  • подготовительный этап;
  • оценочный этап;
  • заключительный этап;

Задача первого этапа состоит в определении необходимого стандарта стоимости, по которому будет произведена оценка, а также наиболее подходящих методов осуществления такой оценки.

На оценочном этапе производятся необходимые расчетные процедуры, предусмотренные избранными методами оценки бизнеса. Заключительный этап дает возможность производить необходимые корректировки стоимости бизнеса и формирует  окончательный отчет о его стоимости.

Подходы к оценке стоимости бизнеса определяются в зависимости от сферы деятельности компании и предпочтений инвесторов. На сегодня существуют три основные подходы и методы оценки стоимости компании : сравнительный (рыночный), доходный и затратный.

При сравнительной оценке стоимости бизнеса происходит сопоставление объекта оценки с другими аналогичными объектами, рыночную стоимость которых можно определить исходя имеющейся информации о завершенных сделках с ними.

Источниками такой информации могут быть : данные о ценах сделок с акциями и иными ценными бумагами произведенными на открытых фондовых рынках, данные о долях в уставных капиталах, данные о ценах сделок в форме слияний, присоединений (поглощений) или продажи компании (бизнеса) в целом. В случае необходимости, можно скачать оценку стоимости бизнеса аналогичной компании с помощью интернет ресурсов.

В зависимости от наличия информации и её характеристиках, при сравнительной оценке  могут применятся следующие методы :

  • метод рынка капитала (метод компании-аналога);
  • метод сделок;
  • метод отраслевых коэффициентов.

Метод доходного подхода осуществляется исходя их экономических выгод, которые получает собственник от владения и управления бизнесом. То есть применение данного подхода основано на принципе оценки потенциальной прибыли в будущем и суть его состоит в том, что инвестор не может заплатить за бизнес больше, чем он прогнозировано может принести прибыли в будущем.

Применение такого метода является обязательным для оценки бизнеса, который приносит регулярный доход.

Основными источниками информации используемыми для данного подхода, являются : данные бухгалтерского учета, бизнес-планы, информация об экономической ситуации, тенденциях развития отрасли и региона к которым относится оцениваемая компания, информация о котировках акций компании и возможных рисках.

Суть метода затратной оценки стоимости бизнеса, заключается в том, что все активы и обязательства компании оцениваются по рыночной стоимости, и затраты на покупку бизнеса не может быть выше суммы такой оценки. То есть, данный метод рассматривает стоимость компании с точки зрения вложенных в неё денежных средств и понесённых издержек.

Надеемся, мы помогли Вам разобраться в основных методах оценки стоимости действующих бизнесов и критериях их оценки. Желаем Вам только успешных инвестиций!

Подписаться на RSS

Бизнес и деньги

Депозиты

Страхование

Кредиты

Ценные бумаги

Текущий счет