Отдел любого учреждения это мир, живущий по своим законам. Он придерживается своих принципов и схем. Для успешной деятельности учреждения нужны общие усилия всех подразделений.
Первостепенных или второстепенных отделов нет, но среди них есть отделы выполняющие первичные или вторичные задачи.
К отделам кредитно-финансовых учреждений относят отделы по проведению расчётно-кассового обслуживания, обслуживанию ценных бумаг, валютных операций, пластиковых карт, кредитованию.
Рассмотрим, как работает кредитный отдел в банке на примере одного из банков России. Этот банк является старейшим в нашей стране, его принципы работы формировались на протяжении многих лет. Это самый выгодный кредитор на сегодняшний день. Соответственно, банк предъявляет к заёмщикам высокие требования – а это отражается на работе кредитного отдела.
Каждый значительный филиал отделений банка имеет свое кредитующее подразделение. Работу кредитного отдела делят на 3 этапа. Организация работы кредитного отдела банка следующая:
1. оформление кредитной заявки;
2. рассмотрение заявления и принятия по нему решения;
3. подписание кредитного договора и выдача кредита.
Распишем более детально каждый из этапов.
На первом этапе первыми в работу вступают кредитные консультанты. Они встречают потенциального заемщика в операционном зале.
Их задача состоит в предоставлении помощи - определение с программой кредитования, правильного заполнения документов. Другими словами, процесс подачи заявления должен быть комфортным и быстрым для обеих сторон, насколько это возможно.
После этого, к работе приступают кредитные инспекторы. Они занимаются оформлением разных видов займов. Кредитный инспектор знакомится с предоставленным пакетом документов заёмщики; рассчитывает и озвучивает клиенту сумму и срок ссуды; подтверждает наличие гарантийных документов.
Также задача инспектора — определение платежеспособности заемщика. Проводится это на основании предоставленной тем информации. Более того, делается запрос в «базу заёмщиков», для подтверждения надёжности заёмщика.
Второй этап может занимать до 10 рабочих дней. Оформления кредитного дела заемщика начинает этот процесс. Дело после передается в СБ. Документы, естественно, проходят тщательную проверку на действительность.
Проверяется и криминальное прошлое заёмщика и его родственников. Вся информация, по получению необходимых сведений, прикрепляется к делу и возвращается инспектору. Формируется досье клиента и передается на проверку начальнику кредитного отдела. Далее секретарь кредитного комитета включает его в реестр дел на рассмотрение.
Кредитного комитет банка состоит из представителей — начальники или их заместители, а так же других отделов: юридического, экономического, службы безопасности, бухгалтерии, управляющий отделения.
В филиале отделения, где есть кредитный отдел, устанавливается своя очерёдность принятия решения. Но это не избавляет кредитное дело от прохождения всех инстанций. Каждый инспектор на комитете представляет дела клиентов ему вверенных.
О принятии положительного решения извещают заемщика, назначают ему дату выдачи ссуды и начинают готовить требуемые документы. Над оформлением всех договоров трудятся юристы банка. Все работы по этому поводу согласовываются с ними.
Договор подписывается в день выдачи кредита, заемщика провожают в операционную кассу, где ему выдают кредит. Далее кредитный инспектор следит за своевременностью погашения ссуды клиентом.
Работа кредитного отдела банка требует ответственности и внимательности, требовательности к заемщикам. Работа кредитных специалистов своеобразное искусство.